А.В. Курьянов, А.С. Печуркин

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», Мичуринск, Россия

Агропромышленный комплекс возник как результат экономического и социального углубления разделения труда, интеграционных процессов. Он охватывает все звенья общественного производства, распределения, обмена и потребления.

Расширение и углубление процесса обмена результатами деятельности между отраслями приводит к интеграции этих отраслей. В настоящее время нет единой трактовки термина «агропромышленная интеграция» и это приводит к тому, что в экономической литературе при исследовании процесса соединения сельского хозяйства и промышленности используются разные понятия, такие, как «кооперация» или «интеграция»

В отечественной науке и практике управления вопрос о составе АПК теоретически до конца не отработан. Единого мнения о том, какие отрасли и сферы включают в АПК нет, а это негативным образом сказывается на методических основах анализа, планирования, проектирования и функционирования всех продуктовых подкомплексов.

Е.Ю. Соколова

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», Мичуринск, Россия

Необходимость исследования государственного регулирования аграрной сферы обусловлена тем, что сельское хозяйство, в силу своей специфики не может существовать без поддержки государства. Государственное регулирование АПК следует рассматривать как экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно - техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.

Система налогообложения является важнейшим инструментом участия государства в регулировании и поддержке сельского хозяйства, обеспечении устойчивости развития производства и сельской местности.

Рассмотрим основные мероприятия по улучшению государственного регулирования сельского хозяйства за счет совершенствования налогообложения.

О.В. Чепик

Рязанский государственный агротехнологический университет, г. Рязань, Россия

В России создание информационно-консультационной службы (ИКС) началось с 1993 года, когда Минсельхозпрод России в лице Главного управления науки и технического прогресса «сориентировал» Всероссийский институт инновационных проблем и маркетинга (ВНИИМ - бывший Центр НОТ) на эту проблематику и стал финансировать разработки по развитию ИКС. Система российской ИКС трехуровневая (рис.1). ИКС является составляющей проекта АРИС, которая включает и Систему информации о рынке.

А.С. Саушкин

ФГОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет», г. Воронеж, Россия

Современные условия ведения хозяйственной деятельности требуют некоторого переосмысления и уточнения оценки ее эффективности. Связано это с тем, что большинство концепций обычно основаны на вычислении показателей рентабельности и отдачи ресурсов в хозяйственной деятельности в целом, по отраслям, видам продукции или услугам.

Мы предлагаем выполнять расчеты по эффективности работы для отдельных стадий кругооборота капитала, что позволит получить методическую основу для оценки управленческого труда, сервисных служб, усилий производственных работников и маркетинговых отделов.

В.В. Чуканов, О.Ю. Анциферова

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия


Эффективность функционирования агропромышленного комплекса в значительной степени определяется системой экономических отношений между партнерами АПК. Посредством экономических отношений реализуются экономические интересы предприятий в процессе производственной деятельности и при обмене ее результатами.

Современное состояние экономики и отсутствие достаточной возможности у сельскохозяйственного производства оказывать влияние на третью сферу АПК подчеркивают особую актуальность формирования в РФ совершенных производственноэкономических отношений между отраслями АПК на основе совершенствования интересов участников и реализации прав собственности, направленных на формирование единых правил экономического поведения.

А.В. Улезько, С.В. Мистюкова

ФГОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет», г. Воронеж, Россия

Материальной основой экономики является производство, под которым, в общем виде, понимается процесс использования и преобразования факторов производства с целью получения определенных материальных благ. Субъекты процесса производства могут быть представлены в виде системы, в которой ресурсы объединяются в процессе воспроизводства в соответствии с совокупностью правил, регламентирующих поведение системы в пределах того или иного экономического пространства.

Подходы к трактовке того, что считать фактором производства и как соотносятся категории «ресурсы» и «факторы производства», весьма разнообразны. Однако в целом в экономической науке сложился консенсус относительно определения самого понятия факторов производства. Под ресурсами, как правило, понимается совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания благ, тогда как факторы производства – это реально вовлеченные в процесс производства ресурсы.

С.Н. Трунова

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия

Рыночные преобразования, связанные со сменой форм собственности, существенно изменили внешнее окружение предприятий, внутрифирменные оргструктуры управления потребовали другой культуры производства и структуры власти, иного кругозора руководителей, новых принципов построения различных типов управленческих структур в зависимости от масштабов производства и видов деятельности, целей и задач собственника, который определяет курс деятельности предприятия. Отношения собственности лежат в основе отношений управления, обусловливая, кто, чем и как (в какой мере) управляет. Собственность  это тот объект, которым субъект может управлять в силу своего места в системе отношений собственности по поводу данного объекта. Поэтому возникает необходимость рассмотрения понятия управление и взаимосвязанных с ним категорий.

С.В. Мосиенко

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия


Переход товаропроизводителей к деятельности на основе принципов, методов, функций, методологических подходов маркетинга знаменовал собой подлинный переворот в организации, управлении и контроле процесса деятельности предприятия по мере все более полного восприятия ею «философии» и управляющих возможностей маркетинга.

Маркетинг позволяет объединить в один «технологический процесс» общефирменное стратегическое планирование и планирование маркетинга, а организационные формы управления, его функции и контроль подчинить стратегическим целям и задачам. В результате хозяйственные единицы получают возможность действовать подобно хорошо слаженной единой системе под руководством управляющего состава директоров.

М.В. Лёвина

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия


Эффективность производства и переработки сахарной свеклы в значительной степени определяется согласованностью действий и интересов сельскохозяйственных предприятий и сахарных заводов. Взаимоотношения между ними имеют характер долговременных прямых связей, поскольку сахарные заводы являются потребителями сырья и размещаются вблизи его источников.

С 1921 г. взаимоотношения предприятий строились на договорной основе и регулировались договорами контрактации. До 1990 г. сахарная свекла сдавалась в счет обязательных поставок государству. Но уже в 1989 году в Тамбовской области наряду с ними появляется новая форма реализации сахарной свеклы – на давальческих условиях. Давальческая модель взаимоотношений явилась альтернативной формой госзаказу, ее внедрение коренным образом изменило систему взаимоотношений в подкомплексе. При имеющихся негативных последствиях этой модели она была единственным выходом из сложившейся ситуации в 90е годы прошлого столетия в свеклосахарном продуктовом подкомплексе России, когда у сахарных заводов отсутствовали оборотные средства на закупку сырья.

Н.Ю. Кузичева, М.Т. Габуев

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия

Многие авторы указывают на тесную связь между уровнями доходов населения и потребления фруктов и ягод. Скрипников В.Ю.[4] в ряде своих работ подчеркивает, что России, стране с высокой дифференциацией доходов между группами населения, характерна тенденция увеличения существенности разрыва в потреблении плодов и ягод. Шаляпина И.П. и Кузичева Н.Ю.[6], оперируя данными государственной статистики России, указывают на наличие устойчивой тенденции отказа подавляющего большинства населения от систематического употребления фруктов и овощей, т.е. от профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, иммунитета и кроветворных функции организма [4]. Кардинальное изменение ситуации в области питания населения России возможно только при условии возрастания поставок на потребительский рынок плодов и ягод отечественного производства и повышения степени их доступности для широких масс населения. Решение этой задачи возможно только при изменении производственно-сбытовых бизнес-процессов в садоводстве на основе внедрения инновационных технологий производства и управления ими.

Н.В. Карамнова

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия

Концепция развития свеклосахарного комплекса России на 2008-2020 гг. направлена на разработку системы научно обоснованных и экономически целесообразных мероприятий, способствующих согласованному функционированию всех составляющих свеклосахарного комплекса для обеспечения производства свекловичного сахара до 80% внутреннего потребления, при динамичном росте его эффективности и конкурентоспособности.

Реализацию поставленной цели предполагается достичь за счет: - осуществления принципов государственного регулирования в отрасли, стимулирующих развитие национального производства;

Ду Кунь, С.А. Жидков

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия

Региональный рынок фуражного зерна характеризуется как достаточно сложная, многофункциональная, многоцелевая и развивающаяся экономическая система. Рынок, сложившийся на территории региона, характеризуется особенной системой экономических связей и взаимоотношений между субъектами рынка при особенностях развития и ведения сельского хозяйства и агропродовольственного рынка.

Рынок фуражного зерна Тамбовской области, в отличие от функционирования национального зернового рынка, имеет ряд характерных особенностей:

С.Н. Воропаев

Управление сельского хозяйства Тамбовской области, г. Тамбов, Россия

И.А. Минаков, А.И. Трунов

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия

Развитие садоводства в Российской Федерации обусловлено, главным образом, причинами организационно-экономического порядка, которые создали неблагоприятные предпосылки для привлечения в отрасль инвестиций, необходимых для постоянного возобновления насаждений, укрепления материально-технической базы, освоения перспективных технологий. Недостаточный приток ресурсов на протяжении длительного периода заметно сдерживает развитие отрасли.

М.Х. Булгучев

Ингушский государственный университет, г. Назрань, Ингушетия

Заложив необходимую базу по созданию основ своего будущего хозяйства, каждый фермер задумывается над тем, как ему вместе со своей семьёй обустроить её, обеспечив постоянное воспроизводство материальных благ и решив параллельно свои социальные вопросы. Вопрос очень ответственный, поэтому для этого требуется довольно длительное время и профессионально обдуманное щадящее государственное регулирование, особенно на первых порах. Например, во времена НЭПа (1921-1929 гг.) Земельным кодексом РФ крестьянским хозяйствам разрешалось сдавать землю в аренду и применять наёмный труд. Хозяйства-арендаторы должны были обрабатывать всю имеющуюся землю (в т. ч. арендованную) собственным трудом – это являлось непременным условием трудовой аренды, при этом максимальный срок трудовой аренды – шесть лет. К 4 июня 1937 года были ликвидированы все формы аренды.

А .Н.Квочкин,

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия

Н.Н. Звягина

Липецкий кооперативный институт (филиал), г. Липецк, Россия

Основные приоритеты аграрной политики Липецкой области в условиях текущих кризисов (постреформаторского, климатического, энергетического, продовольственного и финансового) определены областной целевой программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2009 – 2012 годы, охватывающей производственную и социальную сферы села, и Стратегией развития Липецкой области до 2020 года.

© 2024 Образовательный портал Тамбовской области