КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-АГРАРИЕВ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

К.Э. Гончарова

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия

Основная тенденция изменений, происходящих в настоящее время в российской системе образования, отражает направленность на гуманистические ценности, коммуникативную культуру, развитие и самоактуализацию личности каждого участника образовательного процесса. Знаниево-центричная модель образования уже не может удовлетворить реальные потребности развития общества и личности, что приводит к смене образовательной парадигмы, поиску новых подходов, обоснованию новых концепций. В этой связи в системе современного высшего профессионального образования особое внимание уделяется компетентностному подходу к определению целей, задач и результатов обучения. Формирование новой модели подготовки специалистов учитывает не только перечень квалификационных требований, предъявляемых к выпускникам, но и их коммуникативные возможности.

Согласно данному походу, компетентность специалиста включает как привычные «ЗУНы», так и способы их реализации в деятельности и в общении. В этой модели подготовки специалиста цели образования коррелируют с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Если целью профессионального образования является обучение человека «что-то делать», т.е. приобрести профессиональную квалификацию, то целью компетентностной модели специалиста является обучение работать в группе и выработка способности к решению многочисленных задач в различных ситуациях. Важным аспектом прикладного характера образовательного процесса вуза является формирование коммуникативной компетентности, которая, являясь неотъемлемой частью коммуникативной культуры, становится профессионально значимой характеристикой личности.

Целью является рассмотрение различных научных трактовок понятия коммуникативной компетентности и значимости ее формирования при подготовке будущих специалистов-аграриев.
Проведенный науковедческий анализ позволил обозначить несколько подходов к изучению феномена коммуникативной компетентности: философский (B.C. Библер, Б.С. Гершунский и др.), культурологический (В.Н. Руденко и др.), социологический (В.П. Конецкая, А.В. Соколов и др.), лингвистический (В.В. Виноградов, Т.М. Надеина и др.).

Согласно философскому подходу, центральной идеей при определении коммуникативной компетентности является мысль о том, что общение – процесс, рождающий общность людей (М.С. Каган).
Культурологический подход акцентирует внимание на главной роли культуры и изменяет представление об основополагающих ценностях образования как исключительно знаниевых, расширяет его культурные основы в сторону наполнения их нравственно-духовными, этическими нормами культурной деятельности.

С позиции социологов, коммуникативная компетентность в общем виде предстает как такой уровень освоенности опыта взаимодействия с окружающими, который обеспечивает личности адекватное (в рамках своих способностей и социального статуса) функционирование в обществе.

Исследователи-лингвисты обращают внимание на собственно языковой аспект изучения коммуникативной компетентности – освоение языковой системы, умение использовать средства языка в речевом взаимодействии, вопросы культуры речи и т.д.

Таким образом, можно говорить о том, что каждая научная область выделяет и разрабатывает свой аспект в изучении коммуникативной компетентности как в общем смысле компетентности в общении. Однако, по сути, изучается не сама коммуникативная компетентность, а различные стороны общения.

Коммуникативная компетентность также связана с понятием «взаимодействие» и означает обученность взаимодействию с окружающими, которая требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе. Она зависит от присущих индивиду свойств и от происходящих в обществе изменений. В данном случае подчеркивается универсальный характер коммуникативной компетентности как гаранта взаимодействия в широком социальном пространстве.

Обратим внимание на позицию Л.А. Петровской, П.В. Растянникова, которые под коммуникативной компетентностью понимают не только способность устанавливать контакты с другими людьми, но и включают некоторую совокупность знаний о предметной деятельности [3; 3]. Здесь можно проследить когнитивную составляющую данной компетентности.

Коммуникативная компетентность предполагает знание теоретических основ общения, умения устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, речевую грамотность, обладание рефлексивными способностями, а также постоянное стремление к самоактуализации в коммуникативной деятельности [3; 11-12].

Коммуникация в профессиональной деятельности решает три основные задачи:

•    обеспечение обмена информацией;
•    организация и установление взаимодействия между субъектами;
•    отражение процесса восприятия и формирования образа другого человека [4; 94].

Мы считаем, что критерии формирования коммуникативной компетентности должны определяться областью функционального поля феномена и отражать следующие умения:

•    осуществление вербального и невербального обмена информацией, а также диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
•    выработка стратегии, тактики и техники взаимодействия с людьми, организация их совместной деятельности для достижения определенных социально-значимых целей;
•    идентификация (отождествление) себя с собеседником, стремление к восприятию и пониманию точки зрения партнера.

Коммуникативная компетентность как педагогическая категория - это часть общей профессиональной компетентности специалиста-агрария, которая складывается из комплекса целого ряда компетенций.
Для будущих специалистов агропромышленного комплекса коммуникативная компетентность является основой выстраивания эффективных производственных отношений на разных уровнях. Причем это касается не только специалистов условно гуманитарного профиля (специалисты по связям с общественностью, менеджеры, экономисты), но и выпускников, чья деятельность не центрируется исключительно на системе «человек-человек» (агрономы, инженеры, технологи и т.п.). Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов-аграриев возможно путем включения в образовательный процесс вуза такого спецкурса, как «Компетентность в профессиональном общении». Основу курса составляют коммуникативные тренинги и кейс-стаСдоиц.и ально - коммуникативный тренинг может рассматриваться в качестве лаборатории «роста личности»: тренинг способен дать побудительный толчок к глубоким личностным изменениям, которые затем могут развиваться и укрепляться в условиях реальной жизнедеятельности, являющейся единственной сферой и основным источником личностных перестроек.

Коммуникативные тренинги способствуют развитию навыков общения, позволяют освоить новые технологии установления и развития профессиональных и личностных связей. Наиболее оптимально тренинги будут проходить в варианте «работа в триадах», когда каждый из участников «треугольника взаимодействия» сможет выступать одновременно с нескольких позиций, меняя их по мере отработки материала тренинга. Любой тренинг разбивается на под-тренинги или этапы и начинается всегда со знакомства («Познакомься с соседом», «Образуем цепочку», «Раз, два, три» и др.). На нем студентами отрабатываются умение презентации друг друга, налаживание эмоционального восприятия, диагностика коммуникативных различий. В рамках каждого из указанных упражнений раздаются карточки позиционных ролей - «начальник», «подчиненный», «лидер», «администратор», «оптимист», «пессимист» и др.

Кейс-стади содержат описания деловых ситуаций, типичных для современных производственных отношений (например, «Делегирование задач», «Выявление потребностей и мотивации» и др.) К каждой ситуации предлагается несколько версий возможных    объяснений,    соответствующих    формированию    собственных профессионально-культурных ценностей и смыслов. Каждый участник выбирает наиболее подходящий с его точки зрения ответ, аргументирует свою позицию, опираясь на теоретические знания и практический опыт, затем все варианты обсуждаются, и акцент делается на наиболее оптимальном и эффективном варианте. В этом случае важно обратить внимание студентов на множественность вариантов и причин поведения, взаимодействия, поскольку каждый из них несет в себе определенную логику и смысл. Это повлияет на развитие у студентов аграрного вуза способности абстрагироваться от стереотипов, умения переструктурировать ситуацию, взглянуть на нее с иной, новой точки зрения. Поэтому в большинство занятий тренинга включены упражнения и разминки, направленные на развитие креативности и воображения («Кто я?», «Искусство самопрезентации», «Экстра» или «интро» и др.)

Предлагаемый элективный курс позволяет вырабатывать и корректировать нормы личностного поведения, межличностного взаимодействия и профессионального общения.

Таким образом, любая компетентность, будучи интегративным образованием, не сводится ни к отдельным качествам личности или их сумме, ни к определенным знаниям, умениям и навыкам. Она отражает не только имеющийся у человека потенциал и способность его использовать в деятельности, но и порождает новые явления, качества жизни и деятельности, позволяющие человеку усваивать социальный опыт и саморазвиваться.

В результате анализа различных позиций в осмыслении места коммуникативной компетентности в структуре общей профессиональной подготовки можно сделать вывод о том, что профессиональное общение признается всеми исследователями важной стороной любой деятельности, обеспечивающей достижение высоких результатов благодаря конкретными коммуникативным умениям и навыкам (работа в команде, разрешение конфликтных ситуаций, способности к партнерству и сотрудничеству). Таким образом, коммуникативная компетентность должна быть осмыслена не только как ключевая компетентность, обеспечивающая все стороны жизни и деятельности человека, но и как самостоятельный компонент в общей профессиональной компетеСнетгнодснтия, спнеац ниашли свтзаг.л яд, компетентностный подход к подготовке специалистов аграрного профиля и само понятие компетентности, в частности коммуникативной, подразумевает интеграцию опыта изучения общения в различных областях научного знания и использование его в образовательных целях для подготовки выпускников, не только обладающих определенными знаниями о различных сторонах и аспектах общения, законах коммуникативистики, но и способных воспользоваться этими знаниями в реальных ситуациях, воплотив их в конкретные умения и шаги с целью достижения взаимопонимания и высоких результатов профессиональной деятельности, т.е. выпускников, обладающих коммуникативной компетентностью.

Формирование коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе аграрного вуза остается одной из актуальных проблем, поскольку современная российская система образования находится в стадии динамичного обновления, импульсом которому послужили, с одной стороны, – процессы реформирования общества в целом, а с другой – логика развития самой образовательной системы.
Образовательный результат определяется не только суммой усвоенных знаний, умений и навыков, но и готовностью выпускника к успешному решению типовых профессиональных задач в зависимости от присвоенной квалификации. Коммуникативная компетентность является одной из базовых характеристик профессиональной компетентности и подготовки специалистов, работающих в системе «человеКка-к ч еолтмовеечка»ет. С.В. Дмитриченкова, «потенциальные работодатели подчеркивают, что выпускникам вузов необходимо приобрести умения межличностных отношений, позволяющие им эффективно разрешать конфликты и продуктивно работать в малых группах с людьми из различных социокультурных сред» [2].

Таким образом, компетентностно-ориентированный подход повышает практическую результативность современного высшего профессионального образования, максимально приближая студентов, выпускников аграрного вуза, к условиям современного производства и нацеливает на готовность будущего специалиста АПК к практическому применению знаний и умений в условиях решения реальных профессиональных и социокультурных задач.

Литература

1.    Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности / Под редакцией С.В. Титовой. – Спб.: Питер, 2009. – 176с.
2.    Мартыненко С.А. Формирование межкультурной компетентности как важнейшая задача образования в современном обществе // Электронный журнал «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты». ВЫПУСК 1. раздел 2. межкультурное образование, теория языка и коммуникации в России и за рубежом.  rspu.edu.ru.journals/pednauka/1-2004/02martynenko.htm
3.    Профессиональная компетентность: понятия и виды. Информационный справочник /Сост. Н.Л.Солянкина – Красноярск: Изд-во ИПК РО, 2003. – 25 с.
4.    Храмцова, А.Б. Образовательное пространство вуза как фактор формирования коммуникативной компетентности специалистов гуманитарного профиля [Текст] / А.Б. Храмцова // Инновационные подходы к проектированию основных образовательных программ – Самара:
Издательство «Универс групп», 2009. – С. 92-95.
5.    Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. – Челябинск: ЧГПИ, 1991. – 122 с.
6.     trainings.ru/articles/162 Кроль Л., Михайлова Е. Шесть критериев профессионализма.

Источник - ВЕСТНИК МИЧУРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА, научно-производственный журнал, 2010, № 2,  Печатная версия.

Внесение изменений в егрип ип как внести изменения в егрип www.audit-pro.com.
© 2024 Образовательный портал Тамбовской области